очерки бонч-бруевича
прожив славную долгую жизнь и потусив с первыми лицами государства, бонч-бруевич в середине 20 века мирно ушел в мир иной. в котором находился до того самого дня, когда озяб с тарантулом вздумали обозвать свою группу БОНЧ БРУ БОНЧ. тем самым они обрекли дух бонч-бруевича на неустанное следование за ними и попадание в эпицентры разных казусов и курьёзов, которые преследовали группу, словно проклятья.


все подобные ситуации нашим героем были задокументированы и изложены в виде нижеприведённых очерках.
введение
ПЕСНИ И ИХ ЗАПИСЬ
бончи были суперперфекционистами. многие песни перезаписывались раз за разом, пока не получали официального издания, озяб вечно рвался улучшать музыку всякий раз, как к ней возвращался — это напоминало круги ада.

тексты не переписывались. но с ними тоже все было непросто, так как тарантул любил оттачивать свои куплеты, на что ему требовалось вдохновение, настроение и время. со стороны процесс выглядел так, словно он их выдавливал из себя, за что близкие даже дали ему прозвище «тюбик». подтверждение этому вы можете найти на обложке макси-сингла «даже не думай», где озяб таким образом передает тарантулу привет.

порой в тексты вносились лишь незначительные изменения, которые приходили извне, например, в первой версии трека «эпидемия» были такие строчки: «пойми, носить кеды конверс — не значит быть крутым рэппером». в следующих версиях «кеды converse» заменили на «трубы фубу». в то время конверс стал рекламировать децл, и группе показалось, что подобные ассоциации были бы неуместны.

уже одна строчка «что до сэмплов, то оставьте их другим/ я клепаю минус так, чтоб мог назвать его своим» говорила, что при создании музыки бончи пренебрегали использованием чужих сэмплов и сводили их к необходимому прожиточному минимуму. лишь в паре песен инструменталы были построен на сэмплах — «банда» и «аутодафе». к слову, у озяба дома посреди комнаты лежала гора музыкальных дисков. до эпохи стриминга оставалось примерно 10 лет, потому весь музыкальный каталог битмейкера группы был рассыпан на полу.

в разное время, по мере необходимости, к записям песен привлекали сессионных музыкантов, но наиболее частым и полноценным стал макс брандт, который являлся саунд-продюсером и звукорежиссёром группы, его нельзя назвать полноправным участником бонч бру бонч, но его влияние на музыку было ощутимым. именно его пианинная импровизация звучит в финале песни «это», тарантул настолько оценил ее душевность, что экспромтом включился и наговорил в конце трека пацанской правды улиц. к слову о правде: в песне «кипонклабин» озяб на английском прочитал о том, как его «митсубиши» медленно плывет по ночному городу. в то время у него действительно был седан mitsubishi galant цвета металлик.

в основном все песни записывались на домашней студии макса брандта, также несколько песен с альбома «жрите бонч» озяб и тарантул записали на студии «d&d мьюзик», владельцем которой был александр толмацкий. а самой студией руководил легендарный продюсер русского рэпа шуруп — и бончи договорились записываться у него без ведома владельца. временами бончам приходилось ждать на морозе или сидеть в машине, когда на студию вдруг неожиданно приезжал толмацкий. любопытно и то, что еще несколько песен с макси-сингла «даже не думай» группа записала на студии, хозяином которой был владимир шурочкин. его дочь через несколько лет стала звездой русской эстрады под именем нюша.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО
дима и юра еще до рэпа делали попытки писать музыку. они ставили номера на школьных творческих вечерах — так, например, сделали постановку вольной интерпретации «рождения иисуса». группу объявляли как «стадо пардонов»: тарантул был солистом, озяб играл перебором на гитаре, и еще один школьный товарищ исполнял «квадрат» для полноты картины. у всех троих были на головах нимбы, сделанные из проволоки.

первые их тексты выглядели так:

«синеют лица в ореоле худощавых балагуров/ я был бы улицей, наверно, если б звали меня дядя винокуров». после каждой рифмы шел пианинный проигрыш, который потом попал в песню «мир занят».
то есть группа бонч бру бонч (название для которой, напомним, тогда еще не было придумано) начиналась с абстрактно-фриковатого и где-то агрессивного юмора. те песни намеренно не стали выкладывать в интернет, чтобы не шокировать слушателя:

«это сгусток драйва голого. видишь, льётся в горло олово? / чтоб ты, сука, знал мой стайл, пизданутый на всю голову».

и в этом смысле «нвдп» и «допустим/предположим» были выполнены абсолютно в этом же русле — много черного юмора + ультранасилие.

как уже говорилось выше, озяб с тарантулом не планировали никуда выкладывать те песни. но одну из них все же можно послушать. в сеть утек один трек с названием «баста». но даже она принадлежит к более позднему периоду создания бончами музыки.
РЭП МЬЮЗИК 2000
rap music прошёл для юры с димой в состоянии шока от того, что им предстоит в ближайшее время пережить. первое выступление — и сразу на огромнейшей сцене спортивного комплекса «олимпийский». сами бончи понимали, что им не стадион, им даже клуб тогда нельзя было доверить. организаторы понимали, что какого-то нереального шоу от группы ждать не придется и предложили обоим просто встать у микрофонов и подтянуть гитаристов, чтобы лишними движениями не портить выступление. в итоге вместо гитаристов нашелся только басист.

зал спорткомплекса не был приспособлен для музыкальных выступлений. концертная акустика там отсутствовала как класс. звук песен гулял по нему, отражался от стен и возвращался артистам с задержкой в две-три секунды. с одной стороны, им едва было слышно себя в мониторах (сценических колонках для музыкантов), а с другой — прилетало еще и эхо. это только усугубляло и без того нервное состояние. «скорей бы все закончилось», — думали оба.
БОНЧ И ЭСТРАДА
с русской эстрадой бончи первый раз столкнулись после ремикса на песню «голуби» ляписа трубецкого. песня изначально записывалась для сборника ремиксов ляписа, но в итоге настолько понравилась на студии союз, что ее включили еще в пару сборников. помимо этого, бончей пригласили выступить на «союз-пати».

«союз-пати» представляла собой концерт на пушкинской площади в присутствии обычной публики. грубо говоря, прохожих. выступали артисты с песнями, которые относились к сборникам "союза». одни из которых, например, группа карапузики (позже переимновавшаяся в евро) — двое ребят в обуви на платформе. они подошли к бончам, помялись и спросили, будут ли они исполнять «голубей». на что парни ответили: «конечно, у нас это единственная песня для «союза», а другие исполнять нельзя». дело в том, что у карапузиков тоже был ремикс на «голубей», и они не хотели повторяться песнями. но признали, что ремикс бончей получилось лучше.

на этой же тусе к бончам подошёл фронтмен группы леприконсы. судя по его виду, он увлекался рэпом или рэпкором, потому что выглядел как фред дерст из лимп бизкит. он пожал озябу с тарантулом руки и серьезно сказал: «ого! у вас настоящий гэнгста рэп!». вместе с тем, как безэмоционально обычные прохожие восприняли выступление бончей, это укрепило обоих во мнении, что люди совершенно не врубаются в их музыку.

встречи с попсой обычно происходили в привычном для группы курьезном ракурсе. началось это еще на рэп мьюзик, когда работник техперсонала задал тарантулу странный вопрос: не состоял ли тот в группе револьверс. чем привел в восторг озяба, потому что револьверс были мальчиковым поп-дуэтом, исполнявшим довольно сладкие песни. спустя какое-то время хозяин студии «союз» задал тарантулу тот же вопрос — и вот тогда озяб просто согнулся пополам от смеха!
найдите 3 отличия:
введение
ИН ДА ХАУС 2001
история выезда группы на культовый украинский рэп-фестиваль началась с того, что тарантул серьезно простудился. накануне поездки ему пришлось в спешке записывать демо песни «голуби», во время которого тарантул сорвал себе голос и с того самого момента начал звучать как герой георгия вицина из «джентльменов удачи».

в то время у бончей было сразу несколько менеджеров: лидия джинчарадзе, костя фикса и игорь резниченко. наверное, каждый из них чувствовал запах конкуренции и боялся, что в его отсутствие другой может перетянуть одеяло на себя. потому в украину бончи поехали не одни, а вместе с прицепом из менеджеров, разместившись в одном вагоне поезда "москва-харьков". время в дороге короталось распитием водки. порции были серьезными.

утром у всех было несовместимое с жизнью похмелье. на вокзале делегацию из москвы встретили организаторы. удобств для приезжих музыкантов не было: вместо трансфера — метро, вместо гостиницы — квартира друзей организаторов, которые оказались заядлыми травокурами. они с ходу предложили гостям отведать то, что послал бог джа. гости отказываться не стали, но хозяева квартиры скручивали и забивали со скоростью света. так что через какое-то время похмельные и голодные москвичи уже сидели бледные, как полотно.

избежал этого только игорь резниченко, у которого было необычное увлечение: он искал в каждом городе блошиные рынки и покупал там предметы с изображением животных. например, плечики для одежды с мордой оленя. в этот раз его возвращение с демонстрацией добычи произвело фурор на всю квартиру. противоположный эффект оказал альбом военных карикатур кукрыниксов, который просто вселял ужас в расширенные сознания гостей. зачем хозяева вообще его достали, было непонятно, всем хотелось одного — чтобы альбом убрали подальше и поскорее.

время шло, а состояние присутствующих в квартире только ухудшалось. спасало ребят только то, что их выступление было запланировано на конец фестиваля. кое-как добравшись до места выступления, бончи еще и вывели на сцену группу поддержки в лице какого-то местного музыканта, державшего трещотку с бубенчиками. он должен был в такт песням бить трещоткой по руке и отвлекать публику от того, в какой расфокусе находились озяб с тарантулом. у тех в планах было отчитать две песни: «эпидемия» и «ме-га-зве-зда». когда закончилась первая, тарантул поблагодарил публику и увидел, что озяба нет на сцене (а с его куплета начинался второй трек). он поискал глазами по сцене и нашел только человека с трещоткой, который смотрел на тарантула с тем же самым немым вопросом в глазах. как человек ответственный, тарантул начал сам читать куплет за озяба — и уже к припеву заметил, что тот вернулся на сцену.

уже в москве выяснилось, что произошло. озяб попросту не узнал голос осипшего тарантула и подумал, что кому-то из ведущих надоело слушать рэперов и он закончил выступление раньше времени. мол, "спасибо, ребята, но нам и одной песни от вас достаточно будет. уезжайте домой".
БОНЧ И ЦЕНЗУРА
появление «снов»-скитов на альбоме «жрите бонч» имеет интересную предысторию. началось это еще с песни «даже не думай», в которой «сон» про президента путина, валившего олигархов на татами, должен был стоять на месте строчек про деда пихто. строчки про путина были написаны на злобу дня: тогда он только-только занял президентское кресло и начал активно мочить неугодных ему представителей бизнес-элиты.

бончи пришли к музыкальному продюсеру фильма «даже не думай» алексею шуппе, но он сказал, что строчку про путина надо заменить. бончи не могли понять, откуда такая цензура взялась — еще вчера президента ельцина любое сми костерило на чем свет стоит, а тут вполне безобидный шутливый кусок. оказывается, за это время уже возникло негласное правило «про путина можно говорить либо в положительном ключе, либо никак».

изумленный тарантул переделал куплет так, чтобы вместо путина был патриарх алексий. но даже показывать их никому не стал, потому что сразу понял: это тоже не прокатит. уже потом он наспех написал четверостишие про деда пихто и вписал его в «даже не думай». через какое-то время запреты и самоцензура стали для многих нормой жизни. бончи одними из первых прочувствовали это на себе.
СЪЕМКИ КЛИПА ДАЖЕ НЕ ДУМАЙ
почему клип сняли менно бончам? во-первых, тарантул с озябом были единственными из всех участников саундтрека к фильму, кто додумался использовать его название в песне. это оказалось выигрышной стратегией. плюс к этому группе симпатизировал режиссер руслан бальтцер. который даже во время съемок выдернул озяба и тарантула из массовки и лично отреспектовал им. потом это переросло в дружбу и практически пожизненную прописку бончей в саундтреках фильмов бальтцера. он же и снимал группе клип.

во время съёмок клипа на площадку приехал один из продюсеров фильма, громогласно заявив о своем появлении. он принялся раскидывать всюду упаковки спонсорских сухариков, чтобы они маячили в кадре. но появление сухариков на столе в импровизированной комнате допроса никто не оценил, и навязчивый продакт-плейсмент не состоялся.

если в вас жива жилка отчаянных убивателей свободного времени, можете включить «даже не думай 2» и убедиться, насколько хаотично фильм напичкан самой разной рекламой.
В УВАЖЕНИИ ОТКАЗАНО
в 2001 году бончи записывались на одной студии вместе с группой big black boots (там был ее фронтмен джи вилкс), мастером спенсором и еще одной группой — джи-стайл мафия. в рамках совместной тусы с первыми двумя родилась идея сделать совместный трек. концепт был таким: выразить недовольство положением дел в русском рэпе прямыми нападками. песня должна была называться «в уважении отказано».

джи вилкс почти сразу съехал, а мастер спенсор, мучаясь с написанием своего текста, обратился за помощью к бончам. те для угара насытили его текст банальными рифмами вроде «клиника — поликлиника». он же бровью не повел и принял это за чистую монету: «а чо, нормально!». потом, конечно, ему переписали текст по-человечески, но планы совместного трека в итоге не реализовались. возможно, даже к лучшему — уж больно прямолинейным был посыл, в то время, как бончи обычно подавали все не настолько в лоб.

«нет попсовей фишки, чем орать повсюду, мол, мы не попса / такому корню веры меньше, чем оппозиционеру-депутату, кто лепит рулады / мол, я не такой, как они — значит, я лучше их / отличаться не значит «отличаться выгодно» / тот, кто вымазал лицо в говне, тоже не такой как все / выражать «фи» попсе желательно умеючи, иначе это можно воспринять за стоны девичьи».

но даже демо-версия трека подтвердила то, что озяб крут, как битмейкер. через пару лет на альбоме группы the roots вышел трек, за авторством скотта сторча, инструментал которого один в один напоминает минус «в уважении отказано».
ОБЛОЖКА ЖРИТЕ БОНЧ
для съёмок обложки альбома «жрите бонч», выпускающий лейбл респект продакшн арендовал огромную заводскую столовую на сотню человек. по кадрам на обложке сложно оценить ее реальные масштабы, но визуально за входной дверью открывался нетронутый современным влиянием советский мир со всеми его атрибутами. время там остановилось задолго до августовского путча. чтобы постичь все величие совка, не нужно было изобретать машину времени, достаточно было просто заглянуть в эту столовую.

также лейбл полностью взял на себя работу по организации реквизита. тарелки, кастрюли, ложки и половники были в столовой в изобилии. не хватало только самого главного — борща! в итоге для сьемок был закуплен самый дешёвый и убогий концентрат борща в банках. так что бонч — это тру-щит! здесь только правда и самый настоящий борщ в тарелках, куда для живости ещё и шлёпнули майонезом! попробовать продукт никто не рискнул, и после съемок весь жидкий реквизит уплыл в канализацию.
КОНЦЕРТ В БРЯНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
в 2006 году бончей пригласили выступить в концертном зале «дружба» брянской областной филармонии. в то время выступлениями группы занимался лейбл респект продакшн в лице тур-менеджера руслана муннибаева. он и поехал на этот концерт вместе с группой.

расстояние между москвой и брянском — 385 километров. на машине это семь часов езды, на поезде — четыре часа, на самолете — час. как вы думаете, какой вид поездки выбрали юра с димой? правильно, самый долгий и томительный: автопробег на личном транспорте озяба.

уже на въезде в город бончей встретил организатор концерта. он сел в машину и всю дорогу до кафе выступал в роли экскурсовода, рассказывая о пролетающих за окнами местных достопримечательностях. отдохнуть после долгой дороги не вышло даже в кафе: оба находились под пристальным взглядом организатора, который тщательно следил за тем, чтоб никто не съел лишнего.
место выступления представляло собой величественное официозное здание, развернувшееся на берегу реки десна. перед концертом выяснилось, что лайнап не предусмотрел каких-либо групп или артистов на разогрев, и бончи — единственные, кто будет выступать на тусовке. хуже было то, что организатор зажал вторую половину гонорара, которая по правилам должна выдаваться артисту перед началом концерта. объяснил он это тем, что продал мало билетов и у него попросту нет денег, чтобы расплатиться. в таких случаях обычно происходит следующее: артист собирает вещи и уезжает домой.

именно это руслан, как тур-менеджер, попытался объяснить организатору, параллельно сдерживая посторонних людей, рвущихся в гримерку. фанаты уже почувствовали неладное и пытались удержать озяба с тарантулом напором и комплиментами. без денег, но с респектом от публики, бончи все же решили выступить, посчитав это хорошей возможностью потренировать собственные выступления.
сцена была необъятной: на ней мог запросто поместиться целый симфонический оркестр. местные звукорежиссеры шутили, что могут пригнать солдат для заполнения пространства. когда группа вышла на сцену, ее встретили элегантный бархатный занавес, обитые велюром кресла, сидячий зал на 400 человек, пульт звукорежиссера в центре зала и… 50 лиц, пришедших на концерт.

несмотря на то, что концерт получился провальным, звукорежиссеры похвалили бончей, за то, что они вообще смогли собрать людей. по меркам брянской филармонии, это был биток — по крайней мере, по количеству человек под сценой. больше людей пришло только на валентину толкунову.
ЗАПИСЬ ПРИПЕВА БАНДЫ
для записи припева песни «банда» бончи подумывали пригласить хор мальчиков. найти его не удалось, зато нашлась девочка лет 13. в песне, между тем, был не самый детский припев: «наша команда, банда даст вам пизды». поэтому для записи были разработаны план «а» и план «б», идти по которым предполагалось в зависимости от ситуации. планом «а» (близким к идеалу вариантом) было уговорить девочку спеть припев. но на случай, если что-то пойдет не так, был придуман план б»: попросить ее спеть припев два раза, где в первом варианте вместо «даст пизды» будет «даст пилы», а во втором — «звезды». и потом смонтировать это так, чтоб получилось нужное слово.

студия, где записывались бончи, находилась прямо в квартире макса брандта. озяб был занят и приехать не смог. а тарантул приехал прямиком с работы в рубашке и свитере — и выглядел не как рэпер, а как продюсер молодой рэп-группы. само собой, девочку никто одну в чужую квартиру не отпустил, и приехала она в сопровождении благообразного дедушки. уже один его вид говорил, что надо сразу переходить к плану «б». благо дедушка был настолько интеллигентным, что никаких лишних вопросов не задавал. даже когда девочка прилежно пела в микрофон всю эту чепуху, он старался не удивляться, почему это внучка поет такие странные слова.

после записи тарантул тянул время, заговаривая зубы гостям, пока брандт в соседней комнате судорожно лепил «пизду» из «пилы» и «звезды». наконец брандт появился и большим пальцем вверх показал, что хитроумный план сработал. после чего тарантул, обладавший нужными юридическими знаниями, оформил деду с внучкой отказную бумагу по авторским правам, которую они и подписали. услышало ли семейство потом получившийся трек, нам не известно.
спасибо, что дочитали до конца. со временем очерки могут пополняться, о чем будет объявлено на главной странице сайта.
редактор текста: николай редькин
сайт бонч-трибьют.ру
2021, сентябрь