интервью
на всех стриминговых сервисах появился альбом бонч бру бонч "жрите бонч".

вводные для тех, кто не понимает, о чем речь. бонч бру бонч — группа юрия "тарантула" дорохова и дмитрия "озяба" филимонихина, созданная, когда оба были студентами-юристами. "жрите бонч" — единственный альбом группы. он вышел в 2005 году и в течение 15 следующих лет так и не был доступен на цифровых площадках.

от большинства русского рэпа начала нулевых "бончей" отличали две вещи. во-первых, наглая непримиримость, желание эпатировать и растрясти слушателя ("зачем ты купил наш альбом? кто тебя просил?" — спрашивают оба на втором же треке). оба что было силы издевались над серьезным и назидательным рэпом того времени, троллили и высмеивали клише жанра.

а во-вторых, классный фирмовый звук. им занимался озяб — и его метод работы тоже лучше объяснить строчкой из песни: "что до сэмплов, то оставьте их другим. я клепаю минус так, что мог бы назвать его своим".

если вы думаете, что это была какая-то суперподпольная группа, то нет. в начале нулевых одним из самых популярных релизных форматов в россии был сборник. так вот, песня бонч бру бонч однажды попала на сборник союз (если вам в районе 20, то сложно объяснить, что это такое — представьте, что молодая группа попала в очень популярный кураторский плейлист на spotify). и на сборник "поднебесная", который курировал иван шаповалов, на тот момент обладающий большими медийными возможностями продюсер группы t.a.t.u.

туда вошла их песня с припевом "законы просты — нам все до п***ы". смешная до абсурда пародия на гангста-рэп быстро улетела в народ — и до сих пор многие вспоминают группу именно по ней.

ярко вспыхнув в первой половине нулевых, во второй "бончи" пропали с радаров. в первую очередь, им самим не хотелось продолжать. "у меня никогда не было стремления собирать стадионы, — отвечал тарантул на вопросы слушателей на сайте, — мне важнее делать так, как я считаю правильным. на публику я не обижаюсь, мне приятно даже, что не все врубаются".

но пропав из вида, группа превратились в культ: ее поклонниками называли себя ресторатор, horus и грязный луи из the chemodan clan. или вот хороший пример, как музыка группы пробивает стену между поколениями: молодой исполнитель угадайкто в 2020 году посвятил группе одноименную песню-трибьют.

ниже — рассказ тарантула о том, как группа начинала, как записывала свой альбом, какие творческие установки имела в уме и что с ней сейчас.

как бонч бру бонч выступили на фестивале rap music

мы с димой озябом учились в школе. рэп не сразу появился, были разные варианты креативной деятельности. а потом как-то начали записывать треки. они были странные и негуманные для слушателя, совсем какой-то постмодернизм. абсурдизм аля хармс. слава богу, это до публики не дошло, но какая-то часть потом вошла в альбом, в первозданном виде.

потом мы пробовали поступить в один вуз, но не получилось — и поступили в разные. и основная часть творчества была написана в эти годы. и вот у нас накопилось немного материала, и мы не представляли, что с ним делать, мы же никогда не были причастны к тусовке рэперской.

а у нас был знакомый сосед, человек с района. тогда модно было героином ставиться, и вот он зашел к такому же торчку в гости, а с собой у него была наша кассета. он ее кому-то поставил, оказалось, что это знакомая влада валова. в итоге эта кассета попала к ним. и нас позвали на rap music.

а, как я понимаю, многие в то время поотказывались выступать на rap music, потому что в 2000 году он стал мейнстримовой, телевизионной историей: mtv снимало, децл был хедлайнером. я помню, разговаривал с кем-то из организаторов, и у него в руке был лист, а там "группа "ю.г" — зачеркнуто, "дабац" — зачеркнуто. вот они и позвали нас.

нам предложили: "давайте вы просто встанете у микрофонов и возьмете гитаристов?". ну чтобы ненужными движениями не портить выступление. у нас нашелся только басист, но мы до конца идею не реализовали: хотели выйти в костюмах, в галстуках. чтобы совсем таких beastie boys сделать.
Бонч Бру Бонч — почему они были крутыми и что с ними сейчас
очень панковское выстуление "бончей" на rap music
как они написали "голуби" — очень смешной рэп-ремикс на ляписа трубецкого

я учился в институте, денег у меня было немного, а валов предложил за 300 долларов написать песни для жорика и для miss tee — была такая девочка, которую он продюсировал. я забил на пару пар, написал эти два текста. у жорика трек назывался "школьная", а у miss tee — такая душещипательная история о том, что ее парня забили скины — получилось еще смешнее даже. я все это делал по приколу, это ведь такая халява несерьезная, там нечего слуш
ать.

у одного из людей, которые хотели быть нашими менеджерами, было погоняло костя фикса. он был из валовской тусы, питерский, хотя сам — из павлодара. это был очень странный чел — в 90-х он подрабатывал тем, что "ломал" баксы. то, что валов потом в треке "кидалово" описывал. он имел какие-то завязки со студией "союз" — а те в то время делали сборники ремиксов на песни "ляписа трубецкого". "ляписдэнс" они назывались. если их послушать, там лоходэнс такой, колхозная дискотека.

костя "союзу" канифолил мозги насчет рэпа, а потом они увидели, что вот децл стрельнул. и задумались, а может, действительно что-то такое же начать выпускать. вот он пробил нашу песню туда.

нам эта идея не очень нравилась, это был уже какой-то недопустимый уровень опопсения. но он настоял, мы сделали демо, нам дали дорожки песни "голуби", дима на коленке сделал бит, а я, сидя у него дома, за несколько часов придумал текст. там же история в тексте рассказана, а истории писать просто. отослали ремикс сергею михалку, он сказал: "да, это вообще круто! однозначно да". и нам оплатили запись этого трека на своей студии.

мы там записывали две песни. при записи первой столкнулись с тем, что от звукача невозможно ничего добиться. на наши замечания "а сделай тут реверб побольше", он реагировал жестко: "давайте я вообще брошу пульт, и вы сами будете рулить?". в этот раз мы попросили нормального звукача, который хотя бы учитывал наши пожелания. нам сказали: "окей, у нас есть вариант записаться в соседней комнате — там замечательный чувак, но студия аналоговая". и так вот мы единственный раз в жизни писались на катушке. надо бэки воткнуть — отматывают катушку. так записались "голуби".

от этого все-таки осталось ощущение, что мы вписываемся во что-то неприятное. но потом нам эл соло говорил, что песня "голуби" играет из каждой шашлычной в чебоксарах. мы такие: "о, круто".

это произошло, потому что песню опубликовали на одном из сборников "союз". там в ней отрезали последний куплет — из-за чего она стала совсем какой-то милой. катарсис в ней не наступал.
полная версия "голубей", со всеми тремя куплетами — последний ценен тем, что в нем происходит убийство.
почему группа так круто звучала

основная масса песен для альбома была у нас готова уже тогда. но включился наш перфекционизм — совершенно, как мне сейчас кажется, неуместный. решили переписать большую часть треков в нормальном качестве. это заняло много времени — в итоге альбом вышел гораздо позже, чем должен был.

музыкой занимался дима. мы ориентировались на околомейнстримовый штатовский рэп. не "ориентировались", точнее, а думали, что должно быть так. нам хотелось прилизанного звука, не такого, какой тогда был в русском рэпе. хотя я-то вообще начал слушать хип-хоп с другого края — ninja tune и прочих таких ребят, а потом уже пришел к традиционному хип-хопу.

а дима тяготел к максимальному мейнстриму: ему нравились и destiny's child, и r.kelly. когда каждая нотка на своем месте, когда все чистенько звучит. мало кто мог так сделать. мы же не из тусы рэперской, нам было западло сэмплы использовать, например. дима сам набивал все партии.

мы всегда стремились к тому, чтобы это было больше похоже на песни, на музыку. тогда обычно мс писал текст в тетрадочку, потом приходил на студию, и там ему выдавали какой-то биток. а мы делали наоборот: писали тексты под готовую музыку.

тогда у нас было такое время постмодернистского подхода. ирония, смехуечки, "ничего истинного нет" — вот такой концепт нам тогда казался правильным. ну и первостепенно нам хотелось, чтобы это все было весело. потому что в русском рэпе все было так уныло. и нам казалось, что мы звучим и читаем круче большинства.



как бонч бру бонч встретились с иваном шаповаловым, продюсером группы t.a.t.u

как появились "законы просты"? мы слушали какой-то рэп вроде альбомов death row, где все это так, по-гангстерски подано. и нам казалось, что так и должно быть. что рэп — это вид энтертейнмента: куча мата, жесть, смешно. и сделали несколько треков в
таком, пародийном ключе. "законы просты" — один из них, и она реально стрельнула: ее знали люди, которые никакой рэп вообще не слушали. на фестивале "эммаус", например. там же совсем разношерстная публика, которая далеко не на нас пришла — я вижу, нам подпевают, и не понимают, откуда люди ее могут знать.

песня разошлась. и каким-то образом попала к ивану шаповалову. у него там была куча ребят, которые эти песни отбирали — не менее странных, чем он сам. один из них нас нашел, нам позвонили и предложили поучаствовать в сборнике "поднебесная".

шаповалов на тот момент чувствовал себя богом. все происходило в мансарде гостиницы "пекин", возле него вился сонм разных ребят, считавших себя творческими личностями. все они его атаковали на предмет того, что хотели куда-то пробиться. а мы, наоборот, с сомнением рассматривали свое присутствие здесь. было заметно, что он тронулся немного. вот сидит человек, вроде нормальный — а потом подсаживается к тебе и начинает нести бессвязный бред.

мы послушали, вежливо покивали и сказали: "ну ладно, спасибо, мы пошли". и видимо, на него эта наша позиция возымела какой-то эффект. на следующий раз он уже сам нас нашел, со значением посмотрел в глаза, пожал руку. они от нас добивались, чтобы мы выступили в их реалити-шоу, это было непременным условием участия в сборнике. мы отказались, конечно.

мы же все эти "гангстерские" песни записывали для друзей, которые прекрасно понимали, что это шутка, а потом столкнулись с тем, что нам пришлось объяснять это всем. но многие не понимали, что это прикол, и серьезно думали, что мы бандиты. в итоге мы решили перед ней на альбоме воткнуть ироничный скит, показать всем, что это ирония.
на альбоме "жрите бонч" главный хит группы спрятался под аббревиатурой "нвдп". обязательно послушайте и тот самый cкит, который шел перед ней.
почему на обложке альбома "жрите бонч" оба в костюмах поваров

нам предлагал валов выпустить альбом. видимо, мы в свое время ему нравились. он звал нас на свои локальные тусы. на одной из них он подошел к нам и сказал: "давайте выпустим на "миксмедии" ваш альбом!". а у нас был граничащий с максимализмом перфекционизм: нам не понравилось, что на кассете будет стоять большое клеймо "золотые слитки русского рэпа" или какая-то такая хрень. их можно понять, он же не продавалось иначе. но мы посмотрели на это и сказали: "нет, мы не хотим".

и тут как раз багз (pr-менеджер лейбла respect production — прим. the flow) нам позвонил. и нам понравилось, лучше было выпуститься на respect production, чем где-то еще. мы сразу поняли, что у нас будет определенное оформление, на котором мы будем настаивать. нам хотелось единства формы и содержания. и большое спасибо аркадию слуцковскому (основатель respect production — прим. the flow), что это реализовалось. он снял здание столовой завода, которое находилось прямо напротив офиса лейбла.

единственное — мы с ним не сошлись по концептам: он хотел, чтобы это было выдержано не в советском стиле, а шашлычники из 90-х. в свитерах, в кепках usa. в итоге он слегка обломался, что мы не поддержали его идею, но такое все равно редко бывает, когда тебя во всем поддерживают — даже финансово.

тогда непросто было отследить фидбэк альбома — интернета же не было, комментарии почитать было нельзя. что мне сразу бросилось в глаза — и мне это было приятно — что положительные отзывы были у людей, которые писали в "афишу" и которых мне самому приятно было читать.



где сейчас тарантул и озяб — и вернутся ли они в рэп?

я занимаюсь тем же, чем и раньше: юриспруденция, суды, арбитражные процессы. сейчас сотрудничаю с большим кинопроектом — не могу сказать, каким. озяб уже лет десять живет за границей — это все, что я знаю. у него там есть бизнес. мы с ним созванивались последний раз, когда выкладывали альбом на сервисы. очень долго проговорили.

мне раньше много писали вконтакте, а я туда не захожу уже лет десять. и вот прошло десять лет, а мне все еще пишут: "когда новый альбом? когда что-то выпустите?". однажды я заметил очень большую активность — оказалось, про нас написали пост в "рифмах и панчах".

мне понравилось то, что сделал угадайкто — было очень смешно. вот такие движухи мне нравятся: когда нас цитирует кто-то из новых. потому что это именно то, за что мы топили — новая подача, новый звук. я даже написал ему в инсте: "спасибо за трибьют!".
какая вероятность, что будут новые треки? я не знаю, что сказать. вероятность есть — я вхожу в новый этап своей жизни и, может, вернусь к этому. но мне все же кажется, что в этом возрасте уже стыдно таким заниматься. в смысле, если взять и с нуля выйти куда-то. а интересные фиты — это да, было бы круто.

сайт the-flow.ru | николай редькин
2020, 12 декабря