статьи
вступление

игорь резниченко, лидия джинчарадзе и, конечно же, алексей шуппе. имена, которые в ските «телефонный джи» с альбома группы бонч бру бонч «жрите бонч» звучат как список гостей на свадьбе дальнего родственника: никому не знакомы, но в сочетании вызывают нервный смех. самое забавное – «квартира шуппе» действительно существовала. не как миф, а как мекка для творческой интеллигенции москвы начала двухтысячных: сталинка на четыре комнаты, где в режиме нон-стоп толпилась публика, а также попутно писались рэп-треки в самопальной студии с шумоизоляцией уровня «можно глушить взлет самолета».

студией являлась одна из комнат, где ее треть было будкой, а в остальных двух третях стояло оборудование и кресло, на котором почти круглыми сутками восседал илья соколов (он же макс брандт, будущий саунд-гуру бончей) – композитор, звукорежиссер и звукоинженер в одном лице. на входной двери было написано «музыкально-приключенческая студия».

в один прекрасный момент в квартиру шуппе занесет и озяба с тарантулом.
алло! квартира шуппе?
2001 год. илья соколов ака макс брандт в компании пузатых мониторов
музыкальный продюсер алексей шуппе

в то время алексей шуппе занимался музыкальным продюсированием и одним из его активов была команда вода: две бойкие девчонки, мешавшие рэп с регги и подарившие стране поп-хит «ты знаешь, что дальше, мама».

однажды на «мосфильме» шуппе пересекается со своим знакомым кинопродюсером сергеем грибковым и внезапно оказывается втянут в молодежную криминальную комедию с многообещающим названием «даже не думай», взяв ответственность собрать саундтрек к картине. однако, в процессе выясняется, что многие направления картины недалеко ушли от отсутствующего саундтрека.

так, сценарий фильма оказался столь же серьезным, как похмельный тост в общаге, но это не мешало шуппе и девчонкам из воды переписывать диалоги прямо перед съемками. зачем? чтобы хоть что-то выглядело не совсем стыдно.
2002 год. алексей шуппе и команда вода в процессе переписывания сцен
саундтрек «даже не думай»

точка равновесия в выборе музыкального направления саундтрека нашлась после трека «пара парней» от команды вода – и стало ясно: рэп и кино в данном случае сошлись в одном пространстве. кроме того, одной из идей было добиться от будущих приглашенных артистов эксклюзивных песен, написанных специально к фильму.

так же выбор исполнителей строился от поп-групп, играющих в рэп (отпетые мошенники, дискотека авария) до радикального андеграунда уровня уайт ниггаз. мастер спенсор и биг блэк бутс нашлись на студии, где писался один из проектов шуппе – металл-группа массфильм. это была та самая студия у метро красные ворота, что принадлежала папе певицы нюша, которая тогда еще не была нюшей.

дискотека авария написала эксклюзивную песню для фильма, но, к сожалению, один из участников группы – олег жуков, умирает после продолжительной болезни и ребята в итоге не захотели отдавать для фильма последнюю записанную в полном составе песню.

в рамках промо-кампании фильма задумывалось масштабное турне по стране, в котором на одной сцене должны были собраться все участники саундтрека.
2002 год. алексей на заднем плане в одной из сцен фильма «даже не думай»
как бончи сделали главный трек фильма

на горизонте появляется лидия джинчарадзе – полупродюсер бончей и человек с амбициями. она заносит в проект озяба и тарантула. те отдают свой демо-диск шуппе, получая взамен распечатку синопсиса фильма, и в лучших традициях халтурщика-экспериментатора, читая только название сценария, пишут песню, где припев кричит «даже не думай!», а куплеты живут своей жизнью. результат – восторг у создателей фильма.

почему так вышло? потому что из всех участников саундтрека бончи единственные догадались упомянуть название картины в своем тексте. за это их трек тут же сделали заглавным и даже сняли клип.

песню с подачи режиссера фильма руслана бальтцера решено было сократить с 3х куплетов до 2х, а так же собрать полностью заново в квартире шуппе. голоса перезаписали, инструментал под наблюдением алексея перепахал илья соколов. на процесс заглянул александр поляков из электронной группы ппк – первой российской группы, попавшей в чарты биллбоард. его рецепт успеха звучал просто и мощно: «для крутого рэп-трека нужно, чтоб басы качали, губы торчали».

вышло настолько «по-западному», что у озяба и тарантула на несколько дней пропал аппетит. но сопротивляться было бесполезно, а через какое-то время ребята и вовсе привыкли к новому звучанию песни и перестали обламываться.
продюсерская война

еще при прослушивании демо-диска бончей алексей шуппе понял: эти парни стоят того, чтобы на них поставить. так, параллельно с фильмом «даже не думай» должен был выйти макси-сингл бончей с тем же названием (почему «должен был», если он вышел, расскажем позже). также планировалось снять два клипа – на «собственно бонч» и на «жрите борщ» в преддверии выхода полноценного альбома. но...

шуппе настолько вжился в роль спасителя, что на фоне нервной обстановки вокруг фильма, начал воевать с другими продюсерами. «а как же компромиссы?» – спросим мы. как говорит алексей, компромиссы он мог находить только с умными людьми, с глупыми их находить у него не получалось. как итог: его отодвинули от всего, что связано с фильмом.

шуппе предпочел не судиться с продюсерами, так как это грозило отменой выхода фильма в прокат. а без него они были неспособны реализовывать его идеи. так, они провалили рекламную кампанию и фильм расползался по стране исключительно силой сарафанного радио. было отменено турне по стране участников саундтрека, сам саундтрек не был выпущен, также продюсеры отказались финансировать продвижение в теле- и радио ротации заглавной песни «даже не думай» от бончей, клип не доделали и он остался в истории в виде недоношенного черновика.

из-за того, что алексея шуппе кинули на все, у него не осталось финансовых возможностей на дальнейшее продвижение воды и бонч бру бонч. ну а что касается макси-сингла бончей «даже не думай», шуппе не хотел его пускать в продажу с отсутствием релиза саундтрека, его промо-кампании и отмены турне. но некоторый тираж уже был отпечатан и лежал у дистрибьютора сиди лэнд, по итогу они его в левую продали – не лежать же добру просто так без дела на складе.

в последствии, алексей махнул рукой на индустрию, распродал студийное оборудование и уехал в гоа «перезагрузиться». перезагрузка по итогу затянулась более, чем на пятнадцать лет. а бончи тогда вернулись в свое предыдущее состояние – «сами себе лейбл, сами себе менеджеры», причем никто из них ни лейблом, ни менеджером быть не собирался. но через пару лет им все же удалось выпустить свой альбом «жрите бонч» на лейбле респект продакшн.
найденный артефакт

сейчас в квартире шуппе ничего не говорит о том, что когда-то здесь была студия и кипела музыкальная жизнь. однако, какие-то артефакты из прошлого найти все еще возможно. то, что интересно нам – это промо-диск бонча бру бонча двадцатилетней давности. кто бы мог подумать еще недавно, но сейчас пришлось очень постараться, чтоб найти компьютер с возможностью чтения этого монстра из прошлого.

среди раритетов на нем – «чистая версия» песни «жопы» (на диске деликатно подписана как «попки») с прицелом на радио эфиры (?). цензура так искромсала её, что у тарантула остался куплет размером с sms, а озяб в интерлюдии смог перечислить только три ягодицы вместо четырех ранее заявленных. итог: песня звучит так, будто её резал человек с ножницами и нервным тиком.

ну, и помимо этого диска, отдельно нашлась из того же периода оригинальная версия песни «жопы», из которой и была сцежена радио-версия. этот трек примечателен приветом шуппе, более бодрым исполнением и фишкой, где озяб в середине куплета вдруг признается «да хуйня какая-то», а тарантул бодро парирует «да заебись, по-моему!». почему потом ребята решили перезаписать песню – непонятно, альбомная версия явно уступает этой в энергетике и даже в инструментале.
на оборотной стороне присутствует текст-визитка, представление бончей публике с очень крутым и занимательным описанием. вот один из абзацев: «бонч бру бонч – «рэп-очкарики», вроде хармса от хип-хопа, доказывать правду и социальную справедливость не их стайл. не обличать, а насмехаться. двое молодых и беспринципных рэп-героев используют все характерные рэп-штампы без зазрения совести и с издевкой, пропуская их через себя, через все прочитанные ими книжки, столичное воспитание, этнокультурные традиции, выворачивают их наизнанку и кормят ими неподготовленную публику. непонятно, что заставило двух парней из интеллигентных семей бунтовать, но в итоге все мы получили рэп, поданный под полностью абсурдным углом зрения».

диск должен был распространяться по радиостанциям в момент выхода альбома, но этого не случилось. распространение произошло только в квартире тарантула (юзао!) тех лет, где, по его словам, этого диска как грязи.
2023 год. алексей шуппе и тарантул в квартире шуппе на съемках брокен дэнс
послесловие

прошло два десятилетия, а алексей шуппе до сих пор жалеет, о том, как все произошло: «мне следовало вести себя с глупцами не так прямолинейно, а по хитрому», из-за этого у него не стало средств раскрутить воду и, особенно, бончей.

он искренне верит в то, что мог сделать ребят успешными и что главная проблема бонч бру бонч была в том, что не нашлось человека, который смог бы познакомить массового слушателя с творчеством группы, так как никто активно не занимался ее продвижением.

ну, а в квартиру шуппе даже не думайте звонить, хоть ночью хоть днем, там нет телефона.
сайт бонч-трибьют.ру
2025, октябрь